• glavnay111111

Театральное искусство

Автор: Сергей Семенов вкл. . Опубликовано в Общеразвивающие в области театрального искусства

ОТДЕЛ ПО КУЛЬТУРЕ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И СПОРТУ

АДМИНИСТРАЦИИ МО ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

«ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

«ПРИНЯТО»      

Педагогическим советом МКОУДОД ДШИ

«Лодейнопольский детский центр

эстетического развития»      

Протокол № ____________  

от «______» __________________ 2014 г.          

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор   МКОУДОД ДШИ

«Лодейнопольский детский центр

эстетического развития»

__________________ Ермолаев П.Ю.

«______» __________________ 2014 г.

 

Образовательная программа

«Театральное искусство»

 

составители:                                                                            преподаватель Каргина Л.А.

                                                                                                    преподаватель Байдакова О.Ю.

                                                                                                     преподаватель Завьялова О.В.

направленность:                                                                    художественно-эстетическая

продолжительность освоения программы                         7 лет

Лодейное Поле

2009 г.

 

Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена для занятий по предмету «Театральное искусство» на театральном отделе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития». Программа рассчитана на 7-летнее обучение для детей 6-17 лет.

Направленность: художественно - эстетическая.

Вид: модифицированная.

За основу взяты типовая образовательная программа «Театр» и Методические рекомендации по введению примерных учебных планов образовательных программ по видам театрального искусства для детских школ искусств. Необходимость модификации типовой образовательной программы вызвана следующими причинами:

1) демографический спад;

2) уменьшение числа здоровых детей школьного возраста;

3) общее увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах;

4) неоднородность контингента учащихся по уровню способностей. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учета индивидуальных способностей. Отсюда возникают большие сложности в освоении традиционной образовательной программы.

Новизна данной программы состоит в том, что система занятий основывается на единстве задач обучения и воспитания:

- создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса для определения перспективы развития каждого учащегося;

- подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному творчеству, развитие их способности к самореализации;

- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей;

- приобщение к мировому и культурному национальному наследию;

- формирование культуры учащихся.

Преподавателю в процессе обучения одновременно приходится заниматься и театральной психотерапией, основная задача которой - адаптация ребенка к учебному процессу: налаживание контакта, снятие проблем в освоении учебного материала, привитие навыков коллективной и индивидуальной работы. В процессе работы преподавателю необходимо умение дать ученику посильно выполнимое задание и, выстроив цепочку таких задач, добиться качественного результата. Результат такой планомерной работы зачастую появляется не сразу, иногда к концу обучения.

Ученик, даже не проявив явных способностей, должен получить достаточно знаний, навыков и умений, чтобы стать грамотным любителем театра.

Педагогическая целесообразность

Данная программа соответствует возрасту учащихся.

Цели:

1. Создание условий для формирования и развития активной позитивной гармонично развитой творческой личности ребенка.

2. Обеспечение индивидуального подхода к обучению для определения перспективы развития каждого ребенка.

3. Создание реальных условий эффективного развития способностей детей, с целью дальнейшего общения с театром.

4. Воспитание грамотных любителей театрального искусства, и для получения ими начального профессионального образования в области искусства.

3aдачи:

- воспитательные:

1. Воспитание эстетического вкуса.

2. Приобщение к театральной культуре.

3. Воспитание нравственной личности ребенка

4. Формирование мировоззрения ребенка.

5. Воспитание уважительного отношения к родному краю.

- развивающие:

1. Развитие у детей общих познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

2. Развитие чувства образно-гармонического восприятия действительности, позитивного творческого, а не потребительского отношения к окружающему миру.

- обучающие:

1. Формирование навыков и умений, связанных с исполнительским мастерством.

2. Изучение законов театрального искусства.

3. Умение оценивать художественные достоинства литературно-театрального произведения.

Учащиеся познают законы организации сценического действия, овладевают элементами актерской техники, закрепляют практику внимания, памяти, фантазии, воображения. Овладевают навыками работы с режиссером, элементами индивидуальной и групповой сценической работы. Учащиеся овладевают важнейшими речевыми навыками: дыханием, дикцией, логикой, орфоэпией. Учатся понимать художественный образ исполняемого литературного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл, самостоятельно анализировать литературное произведение и подготовить его исполнение. Овладевают координацией движений, расслаблением мышц, учатся согласовывать движения со строением музыкального произведения. Учатся понимать особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства. Овладевают приемами преодоления страха при освоении новых комбинаций, техникой безопасного падения и акробатического кувырка в любых условиях.

         На занятиях предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, физических данных, уровня подготовки и т.д.

Отличительной особенностью данной программы является её вариативность.

I этап обучения (инвариантный) – с 1 по 4 классы (младшие) - ставит своей целью:

- выявление и развитие творческих способностей учащихся в рамках образовательного процесса;

- формирование навыков учебной деятельности;

- овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;

- достижение уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности.

Содержание образовательной программы I этапа позволяет в учебном процессе провести дифференциацию учащихся по способностям и возможностям.

4-летний инвариантный курс обучения включает в себя обязательный групповой тренинг, развивающий способности учащихся и дающий основные (базовые) умения и навыки.

Вариативная часть учебных планов - с 5 по 7 классы (старшие классы) - обеспечивает более полную реализацию творческих возможностей и потребностей учащегося. Содержание образовательной программы данного этапа соответствует направленности интересов ребенка, его достижениям и способностям.

       II этап реализации образовательной программы рассчитан на групповые и индивидуальные занятия с учащимися.

       Учащиеся старших классов театрального отдела работают над созданием учебных спектаклей. Работая над ролью, учащиеся используют навыки, полученные на занятиях по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи. Задача преподавателя – контролировать процесс работы и оказывать своевременную помощь в случае затруднений. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и группы в целом, способности, подготовку, находить наиболее подходящий репертуар, методы работы, определяющие наиболее успешное развитие способностей учащихся. Преподавателю предоставлено право, дополнять и изменять репертуар в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Развитие каждого ребенка идёт по индивидуальному пути, учитывающему возможности, данные, мобильность, работоспособность и любознательность обучающегося.

Формы работы

Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа, в котором выделяются три части: тренинг, теоретические занятия и практическая работа. Занятия носят групповой и индивидуальный характер. В работе с каждым ребенком учитываются его индивидуальные особенности: возраст, способности, уровень подготовки и т.д.

Количество часов в неделю по каждой учебной дисциплине определяется учебным планом.

В цикл специальных дисциплин входят:

1. Театральные игры - 1 год обучения (1 класс).

2. Основы актерского мастерства – 6 лет обучения (2-7 классы).

3. Ритмика - 2 года обучения (1-2 классы).

4. Пластика - 2 года обучения (3-4 классы).

5. Сценическое движение – 3 года обучения (5-7 классы).

6. Художественное слово - 2 года обучения (1-2 классы).

7. Сценическая речь – 5 лет обучения (3-7 классы).